Дон Андерсон (Грег Киннер), функционер головного офиса компании по
производству гамбургеров, командирован в чудовищную техасскую глушь на
мексиканской границе. Задание — выяснить, как в полуфабрикат для главного
продукта, бутерброда «Большой» (слоган «Все хотят большой»), проникла зловредная
кишечная палочка, обнаруженная независимой экспертизой антиглобалистов. Одновременно в Техас, уже со стороны Мексики, пробирается группа нелегалов,
мечтающих продаться в рабство на тот самый мясокомбинат, где стада коров
перерабатывают в ароматный, богатый бактериями фарш. Пищевая цепочка была бы не
полной без среднего звена, и вот пожалуйста — старшеклассница Эмбер (Эшли
Джонсон) вечером стоит в идиотской форме за кассой, выбивая «Большие», а днем
мечтает стать генетиком — чтобы изменить мир. К середине фильма все узнают
страшную правду. Эмбер — что мир скоро изменится и без ее помощи благодаря
выбросам фаст-фуд-индустрии. Мексиканцы — что амфетамин, три рабочие смены
подряд и производственный травматизм — это нормально. Андерсону заскочивший в
кадр на пару минут Брюс Уиллис объяснит, что «всем нам время от времени
приходится есть дерьмо». Единственный, кто остается тут без новостей, — зритель. И это печально,
потому что полтора часа в закусочной — опыт скорее познавательный, чем приятный.
И в «Нации фаст-фуда» Ричард Линклейтер, неплохой режиссер, снявший «Перед
рассветом» и самую непопсовую экранизацию Филипа Дика «Помутнение»,
действительно читает нам лекцию. С доброй, интеллигентной назидательностью он
рассказывает, что из мертвой еды следуют все беды простого человека: дурная
одежда, безрадостная жизнь между заводом и телевизором, отсутствие собственного
мнения и перспектив. В этой доброте и деликатности — вся слабость «Нации
фаст-фуда». Линклейтер — не желчный юморист Майкл Мур и не отважный Морган Сперлок,
посадивший себе печень с поджелудочной на съемках «Двойной порции». Его фильм
скорее исходит на частности, чем вгоняет кол в индустрию быстрой еды. Ну да,
промышленный забой скота — это мерзко, корпоративный дух смешон и гадок, а в
общепите быстро поднятое не считается упавшим. Но все эти знания неоднократно
преподносились в куда более увлекательной форме — в комедиях «Нешнл Лампун»,
например. Актуальностью тут тоже не прикроешься — книжка Эрика Шлоссера «Нация
фаст-фуда» вышла еще в 2001-м, порядки на мясокомбинатах были детально описаны
Эптионом Синклером еще в романе «Джунгли» в 1906-м. А уж от обилия параллельных
сюжетных линий в мексиканской пустыне со звездами в эпизодах после «вавилонов» и
«траффиков» зрителя, совершенно точно, скоро начнет тошнить.
|